Как написать басню с моралью примеры. Сочиняем басни. Творческие работы моих учеников. Несколько интересных сочинений

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем как написать басню самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все литературные произведения очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Согласитесь, встречаются школьники, которые могут не хуже Крылова написать басню, но, к сожалению, таких единицы. Но несмотря на это, преподаватели дают задание детям сочинить басню в прозе.

Что такое басня? Принято считать басней некую поучительную историю, в конце которой приведен вывод или нравоучение. Часто источником вдохновения для написания басни является народная пословица или поговорка. Причем басни встречаются как в стихах, так и в прозе.

Басню сможет написать любой, главное, приложить к этому немного усилий и фантазии. Для начала подберем подходящую пословицу или поговорку. Как написать басню? Есть несколько вариантов:

  • Расписываем поговорку в виде истории, выдумываем персонажей, то есть, героев нашей басни, и в конце подводим мораль. Моралью и будет пословица, которую мы взяли в основу, ее можно пересказать своими словами, дополнить или оставить в прежнем виде.
  • Сначала придумываем мораль, а уже к морали придумываем саму басню. Придумывая басню, нужно задавать вопрос, о чем именно эта басня.

Иногда басней называют народную мудрость, героями которой могут быть животные с определенными типичными человеческими чертами характера.

Еще басни, написанные детьми, могут быть в форме стихотворения или прозы с сатирической оценкой. Помимо этого, тут должен присутствовать нравоучительный характер. Вспомните баснописца Крылова, очень часто в его баснях в качестве героев выступали звери. Таким образом, легче передать смысл басни, ведь чаще всего мы ассоциируем лису с хитростью, муравья - с трудолюбием и так далее. Лучшим вариантом будет использовать именно этих героев.

Подведем итоги. Басня может быть в стихах, то есть, в рифме и в прозе, как обычный текст. Лучшими героями басен являются животные. Мораль и суть басни лучше выражать в качестве народной поговорки или пословицы. Таким образом, следуя всем этим указаниям, вы сможете спокойно сказать "сочиняем басни сами". И помните, сочинять может каждый, если приложить к этому свою фантазию и уделить достаточно времени.

Когда человек ищет малоизвестное литературное произведение с целью втихаря его себе присвоить или интересуется творческим процессом на уровне рецепта приготовления салата или блинчиков, это выглядит довольно жалко. Но что делать ребенку или его родителям, если учитель в школе дал им такое задание, но не удосужился даже объяснить, как с ним справиться. Вот они-то, бедные, чаще всего и ищут в интернете для себя легкого решения в виде уже кем-то выполненной работы или ранее неизвестной им современной басни в надежде, что учитель тоже о ней не слышал и по простоте душевной поверит, что перед ним вундеркинд, способный что-то сочинить сам, хотя кому, как не учителям, знать, что ребенок способен цитировать, компилировать, заимствовать, развивать тему, создавать вариации, но не творить. Тем, кто с этим утверждением не согласен, советую, прежде чем спорить и заявлять о талантах детей, вспомнить имена всех настоящих маленьких гениев, действительно внесших крупный вклад в литературу, музыку или живопись. Да, дети вроде Моцарта были, есть и будут, но их единицы на каждую сотню лет, и по желанию учителей или родителей ребенок не сможет вдруг стать одним из них.

Хороший учитель, понимая все это, должен сначала научить, а потом уже спрашивать. Поэтому, сочувствуя детям, учителя которых до объяснений не снисходят, я в этой статье расскажу вам, как самим сочинить басню, которая будет соответствовать всем законам жанра, но не потребует от пишущего таланта, который дается не каждому. Конечно, ее вряд ли сочтут шедевром в веках, но хорошую оценку поставят точно.

Итак, что такое басня? Это поучительная история, из которой автор обычно в конце делает четкий нравоучительный вывод. Неисчерпаемым источником морали и сюжетов для самодельных басен являются народные пословицы и поговорки. Вам нужно выбрать подходящую, а потом либо расписать ее в виде истории, а в конце написать ту же пословицу другими словами, либо сделать саму пословицу моралью и придумать под нее короткую историю-иллюстрацию про людей или животных.

Например, берем всем известное: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»

Способ первый: делаем из пословицы историю. Для этого рассказываем ее в лицах с небольшими подробностями. Зададимся вопросом, что можно, отрезав, испортить. Ткань, конечно! Значит, речь пойдет о портном. Теперь просто описываем ситуацию:

«Жил-был портной, и был у него подмастерье. Однажды портной уехал в другой город, а в мастерскую пришел заказчик и велел срочно изготовить ему костюм. Подмастерье с готовностью взялся за дело. Поскольку он был неопытный, но очень торопливый, он сразу же на глаз отрезал кусок ткани, но выкройка на нем не поместилась. Тогда он отрезал еще и тоже не рассчитал. В конце концов, он перепортил всю ткань, а костюм так и не сшил. Мораль: прежде, чем браться за дело, надо его обдумать, а тот, кто слишком торопится, делает много ошибок».

Способ второй: сразу делаем из этой же пословицы мораль и думаем, к какой еще ситуации ее можно применить. Очевидно, что кто-то поспешил и все испортил, не учтя всех фактов, а если бы все продумал и проверил заранее, то беды бы не случилось. Например, так:

«Собрался заяц в деревню за морковкой. Сидит в кустах и думает: «Как рассветет, заберусь в огород, выдерну морковку и убегу через дыру в заборе, а погонятся за мной собаки, побегу короткой дорогой мимо амбара, через старый мост и прямо в лес. Так они меня ни за что не догонят». Подумать он подумал, а путь не проверил. Когда же погнались за ним собаки, оказалось, что старого моста нет – был сильный дождь, река поднялась и смыла его. Прыгнул зайчик от собачьих зубов с перепугу в реку да там и утонул. Правильно говорит пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь!»

Так можно превратить в басню любую народную мудрость. Это уже вполне посильный труд и для ребенка и для родителя, который из лучших побуждений делает за него домашнее задание. Да и любого педагога результат вполне устроит. Поверьте, учителя не ждут от вас басен на уровне Эзопа или Крылова. Самостоятельно же выполненное задание и честно заработанная отметка гораздо лучше стыда и страха начинающего плагиатора, боящегося, что его обман раскроют.

Даниела Макманус - консультант и научный руководитель из Дейвиса, Калифорния. Получила степень PhD по английскому языку и литературе в Калифорнийском университете в Дейвисе в 2013 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни. Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент - действующие лица, декорации и сами действия - способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

Шаги

Часть 1

Содержание басни

    Выберите мораль. Поскольку мораль - это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

    Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.

    Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

    Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.

    Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.

    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
  1. Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

    Часть 2

    Написание басни
    1. Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

      • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
    2. Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.

      • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
      • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
      • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
      • Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
    3. Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа - читатель сам поймет это из вашего диалога.

      Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

      • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
      • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
      • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
    4. Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

    5. Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

      • Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
      • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».

Как сочинить басню? Как подобрать ключи к этому нескучному литературному жанру и создать этакое своё? Все мы понимаем, что сделать это непросто. Но попробовать можно. Где наша не пропадала!?

Существует мнение, что начинать нужно так — открыть новый документ в Word или взять чистый лист бумаги, придумать персонажей и вперёд! Давайте и мы с вами попробуем пойти по такому пути. Назначим персонажей и начнём рифмовать:

«Однажды славная лягушка,
Медведь, осёл, и говорливая кукушка…»

Сложно сказать. Взявшись с лёту, я зашла в определённый тупик. И для себя решила, что нужно начинать не с начала, а с конца произведения, с так называемой финальной сцены. Первым делом хорошо бы определиться с моралью, то есть с тем, что вы хотите сказать этой басней, чему научить.

Басня, как «средство прокламирования просветительских идеалов » обязательно должна содержать некий нравоучительный элемент. Все мы знаем, что басня – это одна из самых действенных и легко воспринимаемых форм критики действительности, бичевания недостатков.

Что же можно использовать в качестве морали? Например, то, что нам хорошо знакомо, кладезь народной мудрости – пословицы. «Как аукнется, так и откликнется», «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Ученье – свет, а неученье — тьма» и т.д.

После того, как мы определимся с моралью, тематика басни становится нам более понятной. На этом этапе уже можно придумать персонажей, которые, на наш взгляд, более всего подходят к задуманному произведению. Затем разыграть между ними некую сценку с конкретными диалогами. Но так, чтобы, в конечном итоге, эти диалоги плавно подошли к той морали, которая была задумана. Здесь уже есть где разгуляться нашей фантазии.

Сочиняя басню, можно пойти и по другому пути. Многие великие баснописцы, в том числе и французский поэт Лафонтен, и наш замечательный батюшка Иван Андреевич Крылов использовали в своих баснях сюжеты, придуманные другими людьми. Кем? Например, мудрым человеком, фригийским рабом Эзопом.

Многие известные литераторы заимствовали сюжет у Эзопа, привносили в произведение что-то своё оригинальное: поэтическое обрамление, лёгкость слога, национальный колорит, некую изюминку, и появлялась басня совершенно другого толка. Зачастую она становилась великой и любимой поколениями.

Примеры басен, которые я сочинила, используя вышеописанные принципы, вы сможете прочитать в рубрике . В основе некоторых басен лежат пословицы, другие созданы по мотивам известных басен или сказок. А есть такие, которые созданы полностью «с нуля». Я склоняюсь к мысли о том, что если человек захочет, включит свою фантазию на полную катушку, то хотя бы несколько строк он напишет. Чувства юмора у нас, порой, не занимать, острый язычок — у многих. Ну, а учит нас сама жизнь.

Русский язык