Племя херрера. История геноцида. Последствия и их оценка

Фиксировались антропологические типы близкие по своим признакам к современным койсанским народам. Это люди так называемых "боскопского" и "флорисбадского" антропологических типов. Единственное существенное отличие от современных представителей койсанской расы - это более высокий рост и очень большой объём головного мозга (1600 куб. см., что больше чем у современных представителей Homo sapiens).

На территории Намибии археологические и антропологические находки показывают присутствие кой-коин и сан уже в первых веках новой эры.

Предки современных готтентотов мигрировали на территорию Намибии из района Великих Африканских озёр приблизительно в это же время, оттеснив или смешавшись с предками нынешних бушменов. Ряд учёных высказывают и более экзотические гипотезы: например, французский археолог Брейль утверждал, что Южная Африка была заселена выходцами из Египта (он ссылается на некоторые анатомические особенности койсанских народов и древних египтян).

В отличие от сан готтентоты уже одомашнили скот и владели навыками плавки и обработки металлов. К моменту появления европейцев на южной оконечности Африки (17 век) кой-коин уже переходили к оседлости и осваивали земледелие.

Примерно спустя тысячелетие (в 16 веке) этим же путём с севера и северо-востока в Намибию начали проникать племена банту, первыми из которых были предки гереро. Они смогли оттеснить койсанов с левобережья Кунене, но дальнейшее их продвижение было преостановлено.

Однако, в последующем основным каналом общения с внешним миром стал южный коридор - от мыса Доброй Надежды через нагорья Намакваленда.

В течение 17-19 веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически уничтожены. Так исчезли племена готтентотов - кочоква, горингайиква, гайноква, хесеква, кора, жившие в районе нынешнего Кейптауна . Остальная часть готтентотов в ходе контактов с европейцами в значительной мере утратила свою самобытность. В ранний период колонизации сожительство белых колонистов с готтентотскими женщинами носил массовый характер. В результате образовались многочисленные метисные группы (бастеры) - "рехоботские бастеры", "бетанские бастеры", "орлам" , "цветные" Южной Африки .

В 19 веке из остатков распавшихся племён образовались новые объединения, связанные стремление отстоять хоть долю независимости. Наиболее значительные из них - орламы в Намибии и гриква в ЮАР. В 18-19 веках племенное объединение орлам (потомки племён гочоква, дамаква и др.), вытесненное белыми поселенцами, пересекло реку Оранжевая и двинулось на север. Орлам уже были христианами, говорили на языке буров, пользовались лошадьми и ружьями. Орлам включали витбоев - готтентотов осевших в районе Гобабис, Берсеба и Бетани, а также африканеров (буров), скитавшихся в поисках скота и земли под предводительством вождя орлам - Йонкера Африканера.

Процесс образования государства готтентотов нама начался с установления гегемонии племени орлам. Вождь племени Йонкер Африканер сформировал регулярную двухтысячную армию (первую в регионе) и создал кавалерию, как род войск. Около 1823 года Йонкер основал поселение и свою ставку Винтерхук (по названию места рождения на севере Капской колонии), ставшую в последствие столицей страны - г. Виндхук. Йонкер Африканер на своих землях содействовал развитию земледелия, ремёсел и торговли. Всё это, как и покорение части соседних племён гереро (к 40-м годам 19 века под властью нама была вся южная и часть центральной части страны), вело к формированию первого централизованного государства на юге Африки.

Могила Йонкера в Окахандже стала объектом поклонения - там каждый год собираются готтентоты со всей страны.

В 1865 г. на Центральное плато Намибии пришли рехоботеры , согнанные англичанами со своих земель на левом берегу р. Оранжевой.

В 70-х годах 19 века вслед за рехоботерами в Намибию двинулись африканеры, после того как владельцами Капской колонии стали англичане. Это переселение африканеров получило название "Трек в страну жажды". "Трекеры" двигались на север по пути, проложенному орлам, пользуясь источниками воды, открытыми своими предшественниками, и, как правило, оседали близ этих источников. Вплоть до конечного района их миграции - плато Планалту в Анголе - африканеров сопровождали их проводники рехоботеры и нама.

На севере Намибии в 60-х годах 19 века было создано ещё одно крупное межплеменное объединение гереро под руководством вождя Магереро. Гереро - это негроидное племя, пришедшее в Юго-Западную Африку в 16 веке, но их продвижение на юг прервали готтентоты племени топнар. Они столкнулись с ними в кровопролитной войне на реке Свакоп. После этого два племени разделили зоны влияния, но соперничество сохранялось, которое проявлялось в периодических стычках.

В середине 19 века в Намибию стали проникать германские колонизаторы, первоначально в лице христианских миссионеров. В ЮЗА особенно широко действовала Рейнское миссионерское общество (с 1842 года среди нама, с 1844 года среди гереро).

В 1850 году Йонкер изгнал миссионеров из Виндхука и объявил себя главой местной афро-христианской церкви - стал сам совершать богослужения.

По всей территории нынешней Намибии Рейнское миссионерское общество создавало опорные пункты германского влияния в виде миссионерских станции, над одной из которых ещё в 1864 году был поднят прусский флаг. Кроме того, германские торговые и транспортные компании приступили к созданию коммуникаций и сети факторий вдоль всего западного побережья Африки.

Так, опираясь на "рейнцев", агент бременского коммерсанта Людерица Г. Фогельзанд на основании договора от 1 мая и 25 августа 1883 г. обменял у вождя нама Й. Фредерикса бухту Ангра-Пекен (современный Людериц) с окрестностями и земли в глубине страны на 260 винтовок и 600 ф. ст. Затем обманным путём немцы забрали в свои руки почти все земли этого вождя, обозначив в документах размеры покупаемой территории в географической, или немецкой, миле, которая в 5 раз больше английской, известной нама на тот момент.

К началу колониального захвата немцам противостояли главным образом две этнические общности - гереро (80 тыс. чел.) и нама (20 тыс.).

После смерти Й. Африканера миссионерам "рейнцам" удалось вооружить обе стороны и спровоцировать между ними войну, которая продолжалась с перерывами с 1863 по 1892 годы.

В течение первого этапа колонизации (1884-1892) немцы вовлекали в сферу своего юридического и фактического контроля всё новые области. На востоке к береговой полосе шириной 100 км примыкали земли племён нама, которые согласились заключить с немцами договоры о протекторате: бетанийцев, топнар, берсеба, руй-наси, а также рехоботеров и гереро. Владения другой части нама - витбоев, бондельсвартов, вельдшундрагеров, франсманнов и кауа, отказавшихся от заключения таких договоров, оставались вне германской администрации. В 1888 году от договора о протекторате отказались гереро, посчитав, что союз с немцами не помогает им в борьбе против нама.

К началу второго этапа существования Германской Юго-Западной Африки (1893-1903) колониальные власти уже располагали значительными силами и средствами, чтобы подавить сопротивление африканцев и приступить к созданию переселенческой колонии.

В 1892 году в ответ на требование имперского комиссара Г. Геринга (отца будущего рейхсмаршала) - прекратить междоусобные войны - нама и гереро впервые в истории заключили между собой мир, осознав, что фронт борьбы следует направить против германцев.

В апреле 1893 года по мере продвижения в глубь страны немецкие войска напали на резиденцию верховного вождя нама Хенрика Витбоя в Хорнкранце.

Под угрозой уничтожения верховные вожди гереро С. Магереро и нама Х. Витбой вынуждены были подписать договоры о протекторате: в 1890 г. вождь гереро, а в 1894 г. вождь нама. Вооружённое сопротивление немцам отдельных племён продолжалось и в последующие годы, которое в последствие перешло в крупнейшее совместное восстание гереро и нама в 1904 - 1907 годах. Первыми в борьбу в январе 1904 года вступили гереро и нама бондельсварты под руководством Яна Моренги. Х. Витбой вступил в борьбу в октябре того года, провозгласив при этом себя духовным вождём всех нама (ещё в 1887 г. он по примеру Й. Африканера основал местную афро-христианскую церковь и изгнал миссионеров).

Особенно эффективны были выступления нама совместно с гереро, в результате чего генерал Л. фон Трота вынужден был в 1905 г. предложить переговоры о мире, но получил категорический отказ.

Восстание нама пошло на убыль после того, как 29 октября 1905 г. Х. Витбой был ранен в перестрелке у местечка Фальграс и скончался от потери крови.

Наиболее упорно до осени 1906 г. сражался отряд Моренги, за поимку которого Вильгельм II назначил награду в 20 тыс. марок. Лишь 31 марта 1907 г. Я. Моренга был убит при стычке с полицией Капской провинции.

И только объединившись с англичанами немцы подавили это восстание. Многие отряды (племена) уходили из Намибии на сопредельные территории. Последним это сделал в 1909 году Симон Коппер, прорвавшийся со своими соплеменниками через немецкие пограничные посты в южные районы Калахари (Бечуаналенд).

Надо отметить, что воины гереро и нама вели войну по моральным правилам: щадили женщин, детей, миссионеров, торговцев. Их цельё было не уничтожение немцев, а изгнание их со своей земли. В результате политики геноцида со стороны немецких войск численность гереро снизилась на 80%, а нама на 50% (согласно переписи 1911 года).

В начале Первой мировой войны на территорию Германской Юго-Западной Африки вступили южноафриканские войска. С этого момента и до конца 20 века территория Намибии находилась под южноафриканским контролем. Немецкое население страны, несмотря на благосклонное к нему отношение властей Южно-Африканского Союза, частично эмигрировало в Германию (из 15 тыс. немцев, проживавших там в 1913 году, к 1921 г. осталось лишь 8 тыс.).

В то же время власти ЮАС (с 1915 года) проводили политику переселения "бедных белых" с территории Южной Африки на территорию Намибии - с целью наделения их землёй (за счёт африканцев). Уже в 1921 году численность южноафриканских поселенцев в стране в 1,5 раза превысила число немцев, составив 11 тыс. человек.

Во второй половине 30-х годов в страну стали возвращаться немцы, надеявшиеся на восстановление германского колониального господства.

Политика южноафриканских властей в отношение коренного населения мало чем отличалась от германской. Довоенный период также отмечен рядом выступлений намибийцев.

В 1924 году рехоботеры предприняли попытку провозгласить независимость. В 1932 году восстали овамбо на севере страны. В 1922 году нама-бондельсварты, занимавшиеся скотоводством и охотой, отказались платить налог на собак, которые им были необходимы в хозяйстве, и укрылись в горах во главе с вождём Я. Кристианом. Власти послали против бондельсвартов конных стрелков и самолёты, которые подвергли лагерь восставших обстрелу и бомбардировке.

В послевоенный период власти ЮАР проводили на территории Намибии ту же политику сегрегации, что и у себя в стране.

Был провозглашён принцип раздельного проживания каждого народа: страна была поделена на девять хоумлендов и большую "белую зону" для проживания европейского меньшинства. В пределах "белой зоны" африканцы могли селиться только с разрешения властей. Города также делились на кварталы по национальному признаку.

Такой характер расселения во многом сохраняется и в настоящее время. После провозглашения независимости численность европейского населения в стране сократилась, многие земли были возвращены африканцам.

Карен Вртанесян, Арам Палян

5. Уничтожение коренных народов Намибии

Время осуществления: 1904 – 1907 гг.
Жертвы: племена хереро и нама
Место: Намибия
Характер: расово-этнический
Организаторы и исполнители: правительство кайзеровской Германии, немецкая армия

В 1884 г. Намибия стала колонией Германии. На тот момент население страны состояло из племен хереро, овамбо и нама. Постоянно усиливающееся давление со стороны колонизаторов привело к тому, что в 1904 г. хереро и нама подняли восстание против немецких колонизаторов. На помощь колониальным властям были посланы части регулярной армии под командованием генерала фон Тротта. 2 октября 1904 г. генерал предъявил следующий ультиматум восставшим хереро: “… Все хереро должны покинуть эту землю… Любой хереро обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них. Таково мое решение…”.

Генерал сдержал свое слово: восстание было потоплено в крови. Мирных жителей расстреливали из пулеметов, изгоняли в пустыни на востоке страны, отравляли используемые ими колодцы. Большинство депортированных погибли от голода и недостатка воды. Война продолжалась вплоть до 1907 г. В результате действий немцев были уничтожены 65 000 хереро (около 80% племени) и 10 000 нама (50% племени).

В 1985 г. ООН признала попытку уничтожения коренных жителей Намибии первым актом геноцида в XX веке. В 2004 г. власти Германии официально признались в совершении геноцида в Намибии и публично принесли извинения. Сегодня представители хереро безуспешно требуют от немецких властей компенсации. На данный момент в США поданы иски против правительства Германии и некоторых немецких компаний, однако предугадать исход судебных процессов пока не представляется возможным.

Гереро – африканский народ, проживающий на территории современной Намибии (Западной Африки). Колонизаторы использовали рабский труд этого народа для добычи алмазов, безжалостно их уничтожали. Именно в Намибии появились первые в истории концентрационные лагеря. В свою очередь, гереро не раз поднимали восстания, отвечая кровью за кровь. В 1990 году Намибия стала независимой, но гереро из-за геноцида теперь причислены к вымирающим племенам.

В Намибию гереро пришли из района Великих озер в 17 веке. Часть их осела на северо-западе страны, сейчас их называют – химба, а часть перешла Оранжевую реку. Здесь переселенцы натолкнулись на буров и миссионеров. От них гереро переняли европейскую одежду. Это произошло в 18-19 веках. Мода у европейцев давно поменялась, но гереро продолжают одеваться так, словно бы не прошло много-много лет. Сейчас эта одежда смотрится очень экзотично даже в Африке. Правда, в платья гереро внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив яркие цвета. Изменили они и головной убор - из треуголки сделали двухуголку, и их шляпы напоминают рога коровы. Правда, «рогоносцами» стали дамы, причем чем длинней эти символические рога, тем богаче муж. В настоящее время гереро живут в глухих поселках на западе страны, в засушливых районах поблизости от пустыни Калахари. Раньше это были земли бушменов, но гереро давно стали здесь хозяевами. Сюда они пришли после кровопролитной войны 1907-1909 годов, чудом оставшись в живых после настоящего геноцида, устроенного кайзеровской Германией. Тогда было уничтожено 65 тысяч человек. Немцы оправдывались тем, что свои бесчеловечные действия они совершили в ответ на восстание 1903 года, когда гереро и нама убили около 120 немцев, включая женщин и детей. По приказу императора Вильгельма мятежный народ гереро огнем пулеметов загнали в пустыню Калахари и обрекли десятки тысяч людей на гибель от голода и жажды в концлагерях. Даже германский канцлер фон Бюлов возмутился и написал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм тогда ответил: «Законам войны в Африке это соответствует». Тогда уцелело 16 тысяч гереро, но, как они говорят: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня». Одна из самых богатых деревень гереро – Ошияра, с 47 дворами, разбросанными на 10-15 километрах. В деревне проживают около 600 человек, которые содержат 4–6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Самый распространенный вид транспорта – осел, хотя у некоторых есть и лошади. Староста деревни в торжественных случаях надевает военную форму времен 1 мировой войны. У него есть поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там - пара грядок моркови, свеклы, несколько кустов помидоров и чахлое манговое дерево, но в Ошияре это действительно диво - сады Семирамиды. В деревне живут богатые роды. Глава одного, Монди Агим - очень крупный человек с добрым лицом. Правда, у него выбит один глаз. Он купил трактор, открыл единственный в деревне магазин, пробил 2 скважины и теперь наслаждается жизнью. Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин вода подается с помощью дизельного насоса. Любое утро для простого гереро начинается за чашкой чая с молоком. Попив чая, женщины принимаются готовить еду, ухаживают за детьми. Позже они делают из сливок масло, выпускают на пастбище коз и коров, убирают, стирают, шьют. Помогают им работники - бушмены. Это нищий народ – у них вообще ничего нет. Основное средство пропитания, дичь – давно уже выбита, поэтому бушмены вынуждены работать на гереро за миску еды. Гереро говорят – если б не они, то бушмены уже б давно с голоду поумирали. Скорее всего, они опасаются за своих коров и коз, ведь доведенные до отчаяния и голодные, бушмены могут запросто убить корову и съесть. Ведь терять им, кроме жизни, уже нечего. Коровы у гереро- богатство, которое всячески приумножается и бережется. На базаре корова стоит не меньше тысячи долларов. Молоко коров меняют на орехи и плоды. Есть также древних обычай - запрет на употребление кислого молока женщинами. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя.
Кроме скотоводства, гереро высаживают маис и кукурузу, но лишь в сезон дождей. Лишь у богачей с собственными скважинами есть постоянные кукурузные поля. Живут простые гереро в мазанках из коровьего навоза. Начинается строительство с вкапывания четырех небольших стволов деревьев. На них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху - соломенная, или жестяная крыша. После чего наносятся стены из навоза в три слоя. Профессионалы работают только руками. Во всех мазанках хозяева ставят деревяные изваяния, отгоняющие злых духов. Внутри также находится очаг, выполняющий роль обогревателя, плиты и дымокура для защиты от насекомых. Хлеб пекут в железной бочке, в которой выпиливают дверку, размещая внутри металлические полочки для хлеба. Угли подкладывают в низ бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно.
Недавно в Ошияра появился модный дом - из самодельного кирпича-песчаника. Кирпичи добывают сами гереро из местной породы. Три человека в день добывают 120-160 кирпичей и продают их по 1 намибийскому доллару. В день человек может заработать 5-8 американских долларов, но таким бизнесом в селе занимается всего 3 человека, хоть в ней 80% безработных. Мужчины гереро предпочитают спать в тени, а не трудиться, зарабатывая на хлеб насущный.
Правда, танцы и песни в племени- в почете. Танцы довольно медленные, ведь танцорам приходится приплясывать в 5-10 огромных юбках. Ритм задают не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, производя что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует»
Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.
Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.
Гереро возле своих хижин

Коренные народности немецкой Юго-Западной Африки со своим традиционным оружием и в национальной одежде

Солдаты колониальных войск с пулеметом во время учений

Губернатор Германской Юго-Западной Африки Теодор фон Лойтвайн и лидер гереро Сэмюэлем Магареро

Хендрик Витбой и Теодор фон Лойтвайн в 1896 году

Губернатор Теодор фон Лойтвайн с Хендриком Витбоем (слева) и лидер гереро Сэмюэлем Магареро (справа)

Лейтенант Techow сообщает командованию о возможном восстания гереро и мобилизация войск в северной немецкой Юго-Западной Африки
"200 вооруженных всадников гереро были замечены в ночь на 11 январь 1904..."

Войска выступают на подавление восстания

Генерал Лотар фон Трот (спереди справа) и губернатор Теодор фон Лойтвайн (спереди слева) с сотрудниками в Виндхуке (немецкая Юго-Западная Африка), 1904

Военный лагерь, около 1904

В лагере

Лейтенант Пауль Лойтвайн в военной форме колониальных войск Юго-Западной Африки, около 1904-1905

Лагерь для пленных гереро рядом с Альте Фесте в Виндхуке, около 1904-1908

Пленные гереро

Выжившие гереро прошедшие через пустыню.

Хендрик Витбой

Хендрик Витбой (сидит на стуле) с бойцами племени Нама, около 1904-1905

Картины геноцида трудно вместить человеческому сознанию: обугленные скелеты в печах крематориев, вспоротые животы беременных женщин, размозженные черепа детей…

Вытеснение этих картин из памяти, из сознания -- естественная защитная реакция психики. Однако забвение истории создает возможность ее повторения.

Термин «геноцид» вошел в политический обиход вскоре после второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т. п).

Геноцид племён гереро и нама в 1904--1907 годах

Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания, численность немецкой армии составляла 14000 человек. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн». В октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум ««Все гереро должны покинуть эту землю… Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них»». В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили 3-5 тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставляя работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев. Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек.

Окружающий мир