Мост александра невского - самый длинный разводной. Мост александра невского - самый длинный разводной Учли все до мелочей

Мост Александра Невского расположен в створе площади Александра Невского и Заневского проспекта. Раньше мостового перехода здесь не существовало. Необходимость строительства нового моста в данном месте возникла в связи с грандиозным размахом жилищного строительства на правом берегу реки Невы в районе Заневского проспекта для кратчайшей связи с центральными районами города и созданием скоростной Центральной дуговой магистрали в обход центральной части города.

Новый мост сооружён между Большеохтинским и Володарским мостами, которые расположены в 8.3 км друг от друга. На расстоянии 0.9 км от нового моста выше по течению расположен ж.д. Финляндский мост.

Своё название мост получил от расположенных вблизи Александро-Невской лавры и площади, названной в честь великого русского полководца Александра Невского, одержавшего историческую победу над шведами на берегах реки Невы в 1240 году. В память об этой битве в 1713 году Пётр I основал монастырь, а в 1724 году из города Владимира сюда был перенесён прах Александра Невского.

В 1959 году был объявлен городской конкурс на лучший проект моста через реку Неву в районе площади Александра Невского, в котором приняли участие Ленинградские и Московские проектные организации. На конкурс было подано 8 проектов и один вне конкурса. Для производства был принят проект института «Ленгипротрансмост».

В 1960-1965 годах был сооружён новый мост через р. Неву с транспортными развязками на обоих берегах реки, в двух уровнях. Мост был построен по проекту инженеров А.С. Евдонина (главный инженер проекта), К.П. Ключкова, Г.М. Степанова, а также архитекторов А.В. Жука, С.Г. Майофиса и Ю.И. Синицы.

Мост представляет собой 7-ми пролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине и пандусами на обоих берегах. Это самый длинный мост в Санкт-Петербурге . Его длина составляла 907.7 метра, ширина - 35.0 метров, в том числе два тротуара по 3.0 метра. Постоянные пролёты перекрыты 3-х пролётными неразрезными балками с жёсткой заделкой на промежуточной опоре (49.9+109.8+123.5 м).

По условиям подмостового габарита в речных пролётах длиной 123.0 метра и 109.8 метра строительная высота главных балок оказалась ограниченной, поэтому промежуточная опора между этими пролётами жёстко объединена с главными балками. Жёсткое объединение опоры с пролётным строением является особенностью моста, которая обуславливает необходимость тщательного наблюдения за поведением моста в процессе эксплуатации.

В поперечном сечении постоянное пролётное строение составлено из 2-х широко расставленных главных балок, пространство между которыми перекрыто системой поперечных и продольных балок. Главные балки имеют криволинейное очертание нижнего пояса и трёхстенчатое коробчатое сечение. Они выполнены из преднапряженного железобетона. Поперечные балки двутаврового сечения из обычного железобетона.

Предварительно напряжённое армирование главных балок произведено шпренгельной открытой арматурой, имеющей связь с бетоном только на участке над промежуточной речной опорой и пучковой, закрытой в бетон. В качестве шпренгельной арматуры использованы стальные канаты. Открытая шпренгельная арматура позволяет производить подтяжку канатов в процессе эксплуатации. Это единственный мост в Санкт-Петербурге , где применена такая система.

Разводной пролёт цельнометаллический двукрылый, с раскрывающейся системой с неподвижной осью вращения, с жёстко прикреплёнными противовесами и гидравлическим приводом, применённым впервые на этом мосту и почти одновременно на Тучковом мосту.

Пульт управления размещён в левобережной верховой опоре разводного пролёта. Пролётное строение разводного пролёта состоит в поперечном сечении из 4-х главных балок. В закрытом состоянии - консольная балка. Размер разводного пролёта в свету составляет 50.0 метров, а высота - 11.0 метров. Это самый высокий мост через реку Неву в пределах города.

Устои моста железобетонные двухстоечного типа на сваях-оболочках, облицованы гранитом. Мост Александра Невского стал первым городским мостом через р. Неву, опоры которого сооружены на сваях-оболочках большого диаметра.

К устоям моста на обоих берегах примыкают пандусы. Наиболее высокие части пандусов имеют по 4 пролёта, начиная от устоя перекрыты железобетонными пролетами балочно-разрезной системы. На левом берегу: 16.71+2х17.46+10.26 метра; на правом берегу: 3х17.46+16.74 метра.

Опоры перекрытой части пандусов сооружены на свайном основании. В этих частях пандусов были размещены гаражи. За перекрытой частью пандусов построены подпорные стенки на естественном основании. Стены перекрытой части пандусов и подпорных стенок облицованы гранитом. С четырёх сторон моста сооружены лестничные спуски с гранитными ступенями и площадками, на которых установлен железобетонный парапет. На пандусах до спусков в качестве перильного ограждения установлен железобетонный парапет, облицованный гранитными плитами, по его концам установлен высокий гранитный парапет, состоящий из 3-х крупных блоков.

Покрытие на проезжей части постоянных пролётных строений асфальтобетонное по железобетонным плитам, на тротуарах - песчаный асфальт. На проезжей части и тротуарах разводного пролётного строения покрытие асфальтобетонное по ортотропной плите.

Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётных строениях и пандусах гранитным парапетом, на разводном пролёте - металлическим.

На мосту установлено металлическое сварное перильное ограждение в виде бесконечного ряда раздвоенных под углом металлических стержней, завершением которых служат высокие утяжеленные поручни.

Освещение на мосту выполнено в современном стиле. На металлических трубчатых столбах укреплены светильники оригинальной формы.

Со строительством моста были решены транспортные развязки на обоих берегах реки Невы. На левом берегу была проведена перепланировка площади Александра Невского. На месте Калашниковых складов создана новая площадь с транспортными развязками. Продлён проспект Обуховской Обороны, который проходит под береговым пролётом моста. Существовавший железнодорожный путь перенесён к набережной р. Невы и проходит под мостом. На правом берегу предмостовая площадь ограничена двумя проездами - Заневским и Мало-Охтинским, которые тоже проходят под береговым пролетом моста вдоль набережной реки Невы.

Строительство моста осуществлял генеральный подрядчик МО-11 «Мостострой-6» под руководством главного инженера Ю. Р. Кожуховского и прорабов: Н.В. Кольцова, А.А. Нефедова, Ю.П. Липкина, В.Н. Фомина. В строительстве моста также принимал участие МП-801 Мостостроя-6. Технический надзор вели инспектора Дирекции ТС - Б.А. Голубев и В.И. Скрынников.

В 1982 году во время разводки моста на сооружении произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла. Восстановительные работы и ремонт металлоконструкций разводного пролёта выполнял «Мостострой-6» и Ленмостотрест.

С июня 2000 по май 2002 года мост находился в реконструкции. Работы по реконструкции моста проводил «Мостострой-6». Заказчик строительства - ГУ «Дирекция ТС». Основные субподрядные организации: ЗАО «Пилон», ЗАО «Кантемировский мост», Мостоотряд №11, ЗАО НПП «Промстройавтоматика». Мост был реконструирован по проекту ЗАО “Институт “Стройпроект”. Главный инженер проекта - Т. Ю. Кузнецова.

В ходе реконструкции сооружения железобетонные конструкции эстакадной части моста были полностью заменены на металлические. В полном объёме выполнена замена гидроизоляции проезжей части и дорожного покрытия, заменена ортотропная плита на разводном пролете, плиты перекрытия опор, выполнена реконструкция тротуаров сооружения.

В 2005 году ЗАО НПП «Промстройавтоматика» выполнило ремонт гидропривода. В этот же период «Мостоотряд № 11» выполнил работы по ремонту металлоконструкций разводного пролёта и работы по устранению дефектов в стационарных пролётах. Инженерное сопровождение этих работ осуществляло ООО «НПЦ Мостов».

В 2007 году ООО «Максима» выполнило модернизацию компьютерной системы контроля состояния моста и местоположения судов.

Мост представляет собой 7-ми пролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине и пандусами на обоих берегах. Это самый длинный мост в Санкт-Петербурге. Его длина составляла 907.7 метра, ширина – 35.0 метров, в том числе два тротуара по 3.0 метра. Постоянные пролёты перекрыты 3-х пролётными неразрезными балками с жёсткой заделкой на промежуточной опоре (49.9+109.8+123.5 м).
По условиям подмостового габарита в речных пролётах длиной 123.0 метра и 109.8 метра строительная высота главных балок оказалась ограниченной, поэтому промежуточная опора между этими пролётами жёстко объединена с главными балками. Жёсткое объединение опоры с пролётным строением является особенностью моста, которая обуславливает необходимость тщательного наблюдения за поведением моста в процессе эксплуатации.
В поперечном сечении постоянное пролётное строение составлено из 2-х широко расставленных главных балок, пространство между которыми перекрыто системой поперечных и продольных балок. Главные балки имеют криволинейное очертание нижнего пояса и трёхстенчатое коробчатое сечение. Они выполнены из преднапряженного железобетона. Поперечные балки двутаврового сечения из обычного железобетона.
Предварительно напряжённое армирование главных балок произведено шпренгельной открытой арматурой, имеющей связь с бетоном только на участке над промежуточной речной опорой и пучковой, закрытой в бетон. В качестве шпренгельной арматуры использованы стальные канаты. Открытая шпренгельная арматура позволяет производить подтяжку канатов в процессе эксплуатации. Это единственный мост в Санкт-Петербурге, где применена такая система.
Разводной пролёт цельнометаллический двукрылый, с раскрывающейся системой с неподвижной осью вращения, с жёстко прикреплёнными противовесами и гидравлическим приводом, применённым впервые на этом мосту и почти одновременно на Тучковом мосту.
Пульт управления размещён в левобережной верховой опоре разводного пролёта. Пролётное строение разводного пролёта состоит в поперечном сечении из 4-х главных балок. В закрытом состоянии – консольная балка. Размер разводного пролёта в свету составляет 50.0 метров, а высота – 11.0 метров. Это самый высокий мост через реку Неву в пределах города.
Устои моста железобетонные двухстоечного типа на сваях-оболочках, облицованы гранитом. Мост Александра Невского стал первым городским мостом через р. Неву, опоры которого сооружены на сваях-оболочках большого диаметра.
К устоям моста на обоих берегах примыкают пандусы. Наиболее высокие части пандусов имеют по 4 пролёта, начиная от устоя перекрыты железобетонными пролетами балочно-разрезной системы. На левом берегу: 16.71+2х17.46+10.26 метра; на правом берегу: 3х17.46+16.74 метра.
Опоры перекрытой части пандусов сооружены на свайном основании. В этих частях пандусов были размещены гаражи. За перекрытой частью пандусов построены подпорные стенки на естественном основании. Стены перекрытой части пандусов и подпорных стенок облицованы гранитом. С четырёх сторон моста сооружены лестничные спуски с гранитными ступенями и площадками, на которых установлен железобетонный парапет. На пандусах до спусков в качестве перильного ограждения установлен железобетонный парапет, облицованный гранитными плитами, по его концам установлен высокий гранитный парапет, состоящий из 3-х крупных блоков.
Покрытие на проезжей части постоянных пролётных строений асфальтобетонное по железобетонным плитам, на тротуарах – песчаный асфальт. На проезжей части и тротуарах разводного пролётного строения покрытие асфальтобетонное по ортотропной плите.
Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётных строениях и пандусах гранитным парапетом, на разводном пролёте – металлическим.
На мосту установлено металлическое сварное перильное ограждение в виде бесконечного ряда раздвоенных под углом металлических стержней, завершением которых служат высокие утяжеленные поручни.
Освещение на мосту выполнено в современном стиле. На металлических трубчатых столбах укреплены светильники оригинальной формы.
Со строительством моста были решены транспортные развязки на обоих берегах реки Невы. На левом берегу была проведена перепланировка площади Александра Невского. На месте Калашниковых складов создана новая площадь с транспортными развязками. Продлён проспект Обуховской Обороны, который проходит под береговым пролётом моста. Существовавший железнодорожный путь перенесён к набережной р. Невы и проходит под мостом. На правом берегу предмостовая площадь ограничена двумя проездами – Заневским и Мало-Охтинским, которые тоже проходят под береговым пролетом моста вдоль набережной реки Невы.
В 1982 году во время разводки моста на сооружении произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла. Пришлось проводить восстановительные работы и ремонт металлоконструкций разводного пролёта.
С июня 2000 по май 2002 года мост находился в реконструкции. В ходе реконструкции сооружения железобетонные конструкции эстакадной части моста были полностью заменены на металлические. В полном объёме выполнена замена гидроизоляции проезжей части и дорожного покрытия, заменена ортотропная плита на разводном пролете, плиты перекрытия опор, выполнена реконструкция тротуаров сооружения.
В 2005 году выполнили ремонт гидропривода. В этот же период выполнили работы по ремонту металлоконструкций разводного пролёта и работы по устранению дефектов в стационарных пролётах.
В 2007 году выполнили модернизацию компьютерной системы контроля состояния моста и местоположения судов.

В ходе экскурсий по Санкт-Петербургу гиды часто слышат вопрос о том, какой разводной мост самый длинный? И узнают, что пальму первенства держит мост Александра Невского. Протяженность (без построек на берегу) 629 метров, с пандусами - без малого километр (905,7 м). Ширина строения тридцать пять метров. Уникум построен в 1965 году, хотя мог бы стоять на пороге своего столетия: сооружение через реку Неву, в промежутке между проспектами Залесским и Невским, предусматривалось еще генпланом города далекой революционной поры (1917 год).

На конкурсной основе

Соединяя правобережье города с центром, мост Александра Невского завершает главную улицу Санкт-Петербурга. Считается, что здесь же заканчивается старый Питер, он провожает ежедневных пассажиров и пешеходов в исторический район Малая Охта, туда, где стоят «сталинки» (дома, сооружавшиеся в период с 1930 по 1950-е годы), типовые постройки 1960-х.

Прямой и короткий путь из железа и бетона вывел охтинцев (и население обширных окрестностей) на качественно новый уровень бытия. К плюсам можно отнести и то, что линия прошла сквозь Невский, «сблизив», наконец, М. Охту и Васильевский остров.

История возведения моста в непосредственной близости к и дальнейшее его существование полны сложных, порою драматических моментов.

В 1960 году Ленгорисполком объявил конкурс на лучший план путепровода через главную водную артерию Питера. Необычное для той поры мероприятие носило закрытый характер (действительно беспрецедентный случай во времена плановой экономики). В состязании на создание технических и декоративных проектов приняли участие ленинградские и московские организации, занимавшиеся проектированием мостов.

В параде идей имел право участвовать институт по проектированию жилищно-гражданского строительства «Ленпроект» Ленинградский филиал АСиА СССР (академии строительства и архитектуры).

Учли все до мелочей

Пережив много напряженных дней и бессонных ночей, специалисты явили миру то, каким они видят мост Александра Невского. Строгое жюри решило главную премию не присуждать, посчитав, что ни один проект не соответствует необходимым требованиям. Второй награды удостоился вариант, разработанный институтом "Ленгипротрансмост". Из общей массы выделили и план Ленинградского филиала АСиА СССР, но сигнала «К исполнению» академики так и не получили.

Проектными заданиями и рабочими чертежами занимался «Ленгипротрансмост». Согласно громадью планов, предстояло возвести разноуровневые комплексы мостов, туннелей, дорог, четко разводящих будущие транспортные потоки. Развязки на правом и левом тщательно продумывались.

Авторы заставили работать пространства внутри мостовых пандусов: запланировали гаражи-стоянки на 230 автомобилей. Но не этим впечатляет мост Александра Невского. Разводка! Вот потрясение для взора и воображения. Двукрылый пролет железобетонного речного красавца напоминает взмах крыльев гигантской птицы. Однако все это люди увидели позже, а тогда, хорошо подготовившись, исполнители приступили к строительству.

В мире, как известно, нет гармонии

И вот он наступил знаковый момент 1965 года, когда над Невой вознесся мост Александра Невского в семь пролетов. - центр разводного участка (его длина составила 50 метров). Как и планировалось, «ворота» для судов с неподвижной осью вращения расположились точно посередине реки. Было видно, что разводной пролет базируется на более массивных опорах, чем все остальные.

Многим показалось, что массивная «распашная» часть моста мешает гармоничному восприятию сооружения. Основные составляющие - габариты, цвет, материал, из которого она состоит, идут «вразрез» с аналогичными элементами стационарных пролетов, которые перекрыты неразрезными переменной высоты. Но гармоничность - хорошо, а надежность - лучше.

Что касается мостового ограждения, (они же трамвайные и троллейбусные электроопоры), конструкций для закрепления поддерживающих и фиксирующих устройств то все эти элементы выдержаны в строгом, современном стиле и прекрасно дополняют облик теперь уже исторической «переправы».

И сегодня одни считают сооружение величественным, другие не находят в нем ничего особенного, разве что пробки в часы пик. Неужели развязка у моста Александра Невского не справляется с современными транспортными потоками?

Езда поверху - «изюминка» моста (категория равновысотных застроек). Спроектированные с соблюдением пропорциональности конструкции крупных деталей сооружения (главные выглядят довольно изящно. Их испытали на прочность 15 мая 1965 года (по мосту проехала колонна танков).

Испытано временем

Торжество по случаю открытия моста, получившего имя покровителя города - русского полководца Александра Невского, состоялось 5 ноября. Когда шло строительство, объект именовали Старо-Невским. В числе примененных новых технологий можно назвать железобетонные оболочки для опор, зарытые на глубине 35 метров, использование вантов (тросов стоячего такелажа), натяжение которых в зависимости от температуры воздуха контролировали приборы, конструкции пролётных строений V-образной формы.

Но передовые технологии не стали гарантом стопроцентного качества. Гидроизоляция из стекловаты растворилась в распространенном в ту пору материале под названием битум; ванты, обработанные пушечным маслом, проржавели; тросы стали лопаться (за два года порвалось 56 штук).

В довершение ко всему в 1987 году в реку обрушился противовес разводного пролета (весом 17 тонн!). Мост закрыли на ремонт. Организовали работу временной Вскоре основное движение возобновилось, но это была пиррова победа. Дефекты, угрожающие целостности моста, не устранили.

Масштабные работы по ликвидации неисправностей, изношенных конструктивных элементов, восстановлению и замене с целью улучшения эксплуатационных характеристик моста провели уже в новом тысячелетии (2000-2002 годы). Подверглись восстановлению разводной пролет, стационарные части переправы, стены набережной, прилегающие к сооружению, была произведена замена гидроизоляции и двенадцати километров канатов из стали.

С 2003 «рекордсмен по длине» украшен художественной подсветкой. Она состоит из полутысячи светильников, восьми приборов с зеркалами и отражателями (прожекторов). При таком волшебном освещении развод моста Александра Невского - сюрреалистический сюжет.

Нева в районе Александро-Невской Лавры широка, полноводна и очень капризна. Целые века и думать было нельзя о сообщении с правым берегом, кроме как на лодках или паромах. И лишь в XX веке Санкт-Петербург разросся так, что исчезли с карты маленькие деревушки правого берега.

В 30 -е годы начала активно застраиваться Малая Охта. И сразу стала важным промышленно-спальным районом города. Мост, который связал бы новый район с огромным ленинградским Безымянным островом , был необходим.

В расчете на этот мост был проложен на правом берегу Заневский проспект - правобережное продолжение Невского.

Мост был задуман гигантским, на тот момент самым длинным мостом в Ленинграде. И при этом, центральная его часть, 50 метров, должны были стать разводными. Построили его за пять лет, в 1960-65 годах.

Но недаром получил этот мост имя великого князя-воина Александра Невского! С самого начала этот мост создавался буквально с боем!

Теплая зима 1962-1963 года чуть не обернулась страшной трагедией. В середине зимы вдруг тронулся лед на Неве и сорвал целую систему понтонов с башенным краном и людьми.

Понтоны с краном протащило течением до Большеохтинского моста. Кран проломил перила, но к счастью, больших разрушений не последовало. Движение понтонов затормозилось, и людей удалось спасти с помощью пожарной команды.

Свое название мост получил в мае 1965 года, когда была завершена реконструкция площади Александра Невского и построена гостиница Москва. А 1 ноября 1965 года был завершен и мост. Испытание его было весьма торжественным. По мосту прошла танковая колонна. Результаты этого испытания были исследованы, признаны удовлетворительными, и 5 ноября мост был открыт.

Но скоро выяснилось, что целый ряд работ был проведен халтурно.

Так очень скоро вышла из строя гидроизоляция, и металлические канаты, стягивавшие части моста, начали ржаветь.

Через два года лопнуло 56 тросов моста, но городская администрация не отозвалась на этот тревожный сигнал. Только движение транспорта по мосту было ограничено. И так целых пятнадцать лет мост разрушался, пока в 1982 году не произошла новая беда. Противовес левого крыла моста, весом в 700 тонн, оборвался и рухнул в воду.

Только тогда мост был закрыт, и горожане вернулись к паромным переправам! Кое-как беду ликвидировали, открыли движение снова. Но проблема так и не была решена.

Лишь с началом XXI века, в 2000 году приступили к реконструкции моста. Работа длилась два года. Была полностью заменена гидроизоляция, были использованы ванты из лигированной стали.

Причем теперь натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры воздуха, что препятствует изнашиванию.

И вот наконец, в 2002 году мост Александра Невского принял тот благородный и статный облик, достойный своего славного имени.



Через Большую Неву, соединяет площадь Александра Невского , которой заканчивается Невский проспект, и Заневский проспект; Центральный и Красногвардейский районы.

Длина моста 629 м, вместе с береговыми сооружениями - 905,7 м. Ширина 35 м, ширина проезжей части 27 м.

Железобетонный, семипролетный, в конструкции использованы ванты.

Названия: Старо-Невский (в процессе строительства), Александра Невского - в честь великого русского полководца и по названию Александро-Невской лавры и площади перед ней.

Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах прошлого века, но тогда осуществить столь грандиозный план не было возможности. К концу 50-х годов на правом берегу Невы развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь. Жилые кварталы появлялись на Охте. В полную силу шло проектирование новых районов на месте Петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки .

На правом берегу появилась трапециевидная площадь Челюскинцев (сейчас это безымянное пространство между домами «сталинской» постройки, по которой проложены транспортные магистрали). На левом - площадь перед Александро-Невской лаврой, где начали сносить старые жилые дома и уродливые зерновые хранилища - наследие прошлой эпохи. Вместо этого здесь решили построить гостиницу "Москва" .

Новый мост через Неву был крайне необходим Ленинграду, чтобы решить транспортные проблемы. Строительство переправы городские власти назвали «градостроительной задачей особой важности».

1959 год - специальная комиссия подводит итоги конкурса. В отличие от традиционной советской практики, когда сооружение моста поручали только одной организации, на этот раз Ленгорисполком объявил закрытый конкурс. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие предлагали сооружения, которые не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнение с технической точки зрения. В итоге жюри первую премию не присудило никому, так же, как и в истории с мостом Петра Великого (Большеохтинского) , а второе место, по единогласному мнению, заслужила работа Ленгипротрансмоста. Этому же институту поручили последующие стадии проектирования моста Александра Невского. Назовем авторов проекта: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица.

Это было новое слово в мостостроении; многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие. До недавнего времени мост оставался самым длинным в Ленинграде - Санкт-Петербурге. И только новый вантовый мост, который назвали Большим Обуховским, перехватил пальму первенства (длина основного пролета 382 м, а общая длина 2824 м). Но и до сих пор мост Александра Невского - рекордсмен среди разводных мостов!


Мост состоит из семи пролетов, пять из которых расположены над водой, два - над набережными. Центральный пролет длиной 50 метров - разводной. Два его крыла, которые приходят в движение посредством гидропривода, поднимаются всего за две минуты.

Какие же новые технологии применили при строительстве моста?

Впервые в Советском Союзе, использовали ванты — стальные тросы, которые соединяли отдельные части моста. Они были скрыты конструкцией - это потом ванты строители станут выносить наружу, отдавая дань эстетике нового времени (сравните, например, с Большим Обуховским мостом). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр всего 70 мм и выполнены из легированной стали. Важно: натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару их подтягивают специальными лебедками. Ванты, вместе с электрическими кабелями, пронизывают весь мост через специальные сквозные проемы.

Впервые на 35-метровой (!) глубине установили железобетонные оболочки для речных опор.
Необычной была и конструкция пролетных строений - в форме растянутой буквы V, которые ставились на речные устои. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. К слову, общий вес каждой конструкции - свыше пяти тысяч тонн.

И, наконец, редкий для Союза случай: с толком использовано нерабочее пространство внутри пандусов - для парковки на 230 автомобилей.


Мост идеально вписался в городскую среду, благодаря тому, что движение устроено поверху, поэтому переправа не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным; очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм, граничащий с аскетизмом, и в то же время - сдержанную эмоциональность. Словом, это был минимализм шестидесятых.

1 ноября по мосту прошла колонна тяжелых танков. Мост Александра Невского с честью это испытание выдержал. А 5 ноября на переправе открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение. Современный облик площади Александра Невского окончательно оформился; правда, станция метро «Площадь Александра Невского» откроется лишь спустя два года; а гостиница «Москва» приобретет свой нынешний видтолько в 1976-м году.

Однако практически сразу же после введения моста в эксплуатацию начались проблемы. Сейчас принято говорить, что в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Нет, правильнее было бы сказать, что в Советском Союзе в то время не было хороших качественных материалов, то есть производственная база сильно отставала от передовой конструкторской мысли.

Что же происходило?

Гидроизоляцию опор выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме.

Ванты, смазанные пушечным маслом, начали быстро ржаветь, кроме того, качество стали было неудовлетворительным. Комиссия установила, что 56 вантов через два года лопнули.

Мост продолжал постепенно разрушаться, в то время как нагрузка на него все время увеличивалась. Власти даже закрыли на какое-то время движение трамваев. Но для ленинградцев, которые добирались каждый день из спальных районов в центр, это было очень неудобно. Станций метро на правом берегу тогда еще не было.

А в 1982-м году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста. Вес его - 700 тонн. Мост для движения закрыли, наладив паромное сообщение. Переправу наспех отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения. Ленинградцам же, как было принято в то время, ничего не объяснили.

Из истории моста Александра Невского

Один из механиков моста вспоминает:
«В 82-м году я был на смене, когда в воду обрушился противовес в несколько сотен тонн. После того как он упал, телефон отключился и вся связь пропала, потому что эта дура, падая, оборвала все коммуникации. Я спустился в машинное отделение, чтобы узнать, что произошло, и вижу: все магистрали вытянуты, как макароны, в сторону переходного мостика, и везде порет масло... Ни шума не было, ни взрыва. Чувствую, что нужно доложить о случившемся, а не могу: нет ни телефона, ничего. Нужно выйти на берег и звонить.
Видимо, у меня было такое историческое лицо в тот момент, что таксист посадил меня и отвез до телефона, денег не взял и не спросил даже ничего. Народ узнал, что в Ленинграде упал противовес, утром, по "Голосу Америки" объявили, а местные жители, когда трамваи перестали ходить через мост…»

Полной реконструкции мост Александра Невского дождался только в 2000-м
году. Поменяли 12 километров стальных тросов, сделали новую гидроизоляцию, капитально отремонтировали разводную и стационарную части переправы, и даже смежные стенки набережных. Работы длились почти полтора года.

И, наконец, в 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга мост засиял: установили 500 мощных светильников и 8 прожекторов.

Презентации